Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема разработки стратегии развития предприятия является актуальным направлением научных поисков на современном этапе. В исследованиях М. С. Алимовой, М. М. Авезовой, А. А. Вохидовой, А. А. Васильевой, К. Б. Ладыженского, И. М. Кублина, Л. В. Поповой, и др. предложены подходы к формализации процессов разработки стратегии развития и принятия управленческих решений на предприятиях.
Вместе с тем следует отметить, что в современных быстро меняющихся условиях ведения бизнеса данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейших исследований. Целью исследования является выявление особенностей стратегии выживания.
Для достижения цели необходимо:
провести теоретический анализ стратегии выживания;
определить понятие и сущность стратегии развития;
выработать концепцию выживания строительной организации в условиях банкротства;
провести анализ рынка сбыта строительно-отделочной продукции;
сделать выводы и рекомендации по разработке стратегии выживания.
Объект – предприятие в современных экономических условиях. Предмет – стратегия выживания.
Сегодня экономические отношения характеризуются ужесточением конкурентной борьбы и нестабильной ситуации на предприятии. Причинами усиления конкуренции между предприятиями являются рост темпов научно-технического прогресса, постоянное привлечение инвестиций на развитие производства с целью увеличения производительности труда, разработку и реализацию инноваций, и развитие информационных технологий. Эти условия способствуют концентрации внимания на разработке долгосрочной стратегии развития, позволяющей успевать за переменами, происходящими в экономической среде [2].
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность стратегии выживания
Под понятием стратегия подразумевается всесторонний, детальный, комплексный план, который разрабатывается высшим руководством предприятия с учетом отчетов всех служб или отделов предприятия [5].
Существует три базовых стратегии развития предприятий (см. табл. 1): «активного развития», «активного выживания» и «пассивного выживания» [3].
Таблица 1 – Основные виды стратегий развития предприятий
Стратегия Цели Реализация
Стратегия активного развития Увеличение оборота. Рост доли рынка. Расширение предприятий. Рост производства продукции и Поглощение конкурирующих предприятий. Привлечение новых потребителей. Разработка новых продуктов. Проведение НИОКР
Стратегия активного выживания Сохранение капитала предприятий от инфляции. Сохранение ограниченного сегмента потребителей. Сохранение объема выпускаемой продукции Усиление функций, связанных с обеспечением устойчивости развития предприятий. Усиление аналитических процедур в управлении предприятиями
Стратегия пассивного выживания Ограничение рисков, связанных с развитием предприятий. Улучшение работы с имеющимися партнерами. Принятие антикризисных мер Концентрация потенциала предприятий. Консолидация активов, прекращение финансирования развития. Жесткое регламентирование и структурирование деятельности
Стратегия выживания – чисто оборонительная стратегия, применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью этой стратегии является стабилизация обстановки, т.е. переход к стратегии стабилизации и в дальнейшем к стратегии роста. Понятно, что данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, быстрых, решительных и полностью скоординированных действий, с другой – осмотрительности и реалистичности в принятии решений. В условиях реализации стратегии выживания происходит жесткая централизация управления, создается «антикризисный комитет», который, наряду с принятием быстрых по реакции ответных мер на возмущения внешней среды должен разрабатывать и жестко проводить в жизнь целый ряд программ, связанных с перестройкой управления, маркетинга и финансовой деятельности.
Следует сказать, что в целом стратегия выживания должна носить опережающий, предотвращающий характер. При этом стратегия маркетинга и финансовая стратегия, как и все другие функциональные стратегии, должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Специфичность стратегии выживания позволяет выделить типичные приемы и действия, применяемые в управлении фирмой, непосредственно направленные на выполнение функции предотвращения несостоятельности.
1.2 Концепция выживания строительной организации в условиях банкротства
За последние 10 лет в нашей стране произошли существенные изменения в экономической деятельности, отрицательно повлиявшие на экономическую стабильность хозяйственных субъектов. Известно, что в период с 2010 года по 2014 год статистика дел о банкротстве имела колебательный характер, а с 2014 года по настоящее время наблюдается существенный рост поступлений о признании должника банкротом [1].
Термин «банкротство» весьма популярен на сегодняшний день, многие авторы экономической литературы пытаются объяснить значение этого слова, используя «горизонтальный подход», который зависит от причины возникновения кризиса. С этой точки зрения выделяют три вида банкротства: банкротство бизнеса, банкротство собственника и банкротства производства [2] . Разноаспектность банкротства может появиться и с помощью «вертикального подхода». Эта категория имеет сложную двухуровневую структуру, первый уровень макроэкономический, связанный с перестройкой экономики в целом. В этой области банкротство рассматривается как процесс оздоровления экономики за счёт перераспределения прав собственности между хозяйствующими субъектами.
Главным преимуществом банкротства, является устранение нежизнеспособных элементов рынка. Микроуровень относится ко второму уровню и включает в себя два толкования банкротства - финансовое и юридическое. Юридический аспект банкротства связан с проблемами несостоятельности, то есть отказ должника от уплаты долга из-за отсутствия на то средств.
С точки зрения финансового менеджмента, банкротство – это заключительный этап развития кризисной ситуации, который сопровождается разбалансировкой финансовых потоков предприятия, а также полной потерей ликвидности и финансовой устойчивости [2]. Для того чтобы избежать кризисных ситуаций, в настоящее время существует множество методик и тактик решения данных проблем. Всем известно такое понятие, как стратегическое развитие организации, то есть проведение различного рода изменений внутри организации или за ее пределами, путь достижения поставленных целей, долгосрочный план без конкретизации этапов, методов и тактических действий.
Разработка стратегии необходима для адаптации развития организации к меняющейся внешней и внутренней среде в условиях рынка. Строительным организациям для выживания в меняющемся мире необходимо как можно чаще пересматривать свои цели и стратегии. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает долгосрочное направление развития. Своевременное распознавание кризисного состояния фирмы играет главную роль в антикризисном управлении, ведь оно способствует принятию мер по предупреждению и предотвращению кризиса. Большинство предприятий в настоящее время разоряется по вине неэффективной государственной политики, в данном случае, одним из путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но из-за дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия. На сегодня существует множество решений проблем, связанных с банкротством. Например, уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем также является одним из путей предотвращения банкротства. Не менее важным для оздоровления предприятия является и факторинг, по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита. Метод обновления материально-технической базы предприятия – лизинг также является эффективным, так как он не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.2014 № 73-ФЗ// Российская газета. - N 91. - 14.05.2014.
2) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ// Российская газета. - N 290. - 30.12.2004.
3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 2013 г. N 51-ФЗ /
4) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» //Российская газета.- N 162. - 27.07.2006
5) Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 по делу N А55- 16774/2007 «В удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации муниципального образования об отказе в заключении договора купли- продажи земельного участка отказано, так как доказательств того, что цель, в соответствии с которой обществу был предоставлен в аренду земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, достигнута, материалы дела не содержат»// Вестник ВАС РФ.- 2009. - N 4.
6) Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010 N 2295-р «О внесении изменений в Программу развития конкуренции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.12.2010. - N 52 (ч. 1). - Ст. 7177
7) Адова И.Б., Сатабаева З.И. Стратегии выживания и развития предприятий в условиях пандемии // В сборнике: Актуальные проблемы экономического развития. Сборник докладов XI Международной заочной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 16-18.
8) Азоев Г. Л. Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управление, Нац. фонд подготовки финн. и упр. кадров. – М.: ОАО «Тип. «Новости», 2016. – 256с.
9) Белоус С.Д. Стратегия выживания предприятия в кризисных ситуациях // В сборнике: Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий. Материалы 16-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 18-ой международной научно-технической конференции. Программный комитет С.В. Харитончик, А.В. Данильченко [и др.]. 2020. С. 143-145.
10) Беляева Л.А. Сущность стратегического развития деятельности предприятия // Вестник науки и образования. 2020. № 2-2 (80). С. 11-14.
11) Зайцева Ю.А. Трудности внедрения бережливого производства на пищевых предприятиях // В сборнике: Региональное развитие: экономика и социум. Взгляд молодых исследователей. Материалы симпозиума XIV (XLVI) Международной научно-практической конференции, посвящённой 45-летию Кемеровского государственного университета. Научный редактор С.Н. Левин. 2019. С. 147-149.
12) Зыкова, М.Е. Экономические предпосылки применения маркетинга в строительстве. Региональный аспект / М.Е. Зыкова // Вестник ОрелГИЭТ. - 2014. - № 1(11). - С. 82-89.
13) Иволга Н.С. Влияние эпидемии COVID-19 на экономику и способы предприятий выживания в условиях кризиса // Студенческий вестник. 2020. № 19-8 (117). С. 75-77.
14) Ильясова М.К. Экономическая сущность, факторы и критерии устойчивого развития предприятия // В сборнике: Современный менеджмент и управление: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов. Под общей редакцией М.Н. Стефаненко. Симферополь, 2020. С. 180-185.
15) Машковский В.В. Деградационные процессы в малых городах и методы выбора нового вектора развития // Научный Лидер. 2021. № 2 (4). С. 4-6.
16) Меньщикова М.А. Сущность маркетингового инструментария в управлении преобразованиями на предприятии и его развитие // В сборнике: Энергия молодежи для нефтегазовой индустрии. Материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2018. С. 679-683.
17) Vostretsov Yu.E. Searching for the origin of agriculture in east asia // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2021. Т. 14. № 1. С. 98-110.